8 июля 1944 года с конвейера автомобильного завода в городе Миасс сошёл первый автомобиль. Был он по-военному времени скромен, имел деревянную кабину, сварные гнутые крылья и всего одну фару слева.
Выпуск автомобиля был настоящим подвигом трудового коллектива: сам завод зимой 1941-1942 гг. был с нуля построен из оборудования, эвакуированного с московского автозавода имени И.В. Сталина. Не было достаточного количества специалистов, просто рабочих рук, но в апреле 1942 были собраны первые моторы для автомобилей и танков, а ещё через два года пошли с конвейера и автомобили. За период от выпуска первого автомобиля и до окончания войны (то есть меньше, чем за год) трудящиеся собрали около 6800 машин! На них монтировали знаменитые «Катюши», их использовали для перевозки военных грузов. Наш «Захар», как любовно прозвали его фронтовые водители, был просто безотказным на любых дорогах и в любую погоду. И это тоже подвиг трудящихся завода. Не случайно автомобили ЗИС-5В проехали по Красной площади в Москве на Параде Победы 24 июня 1945 года!
После войны автозавод выпускал много различных моделей «УРАЛов» для Вооружённых Сил СССР, для народного хозяйства, и всегда особенностью автомашин были их надёжность, простота в эксплуатации и повышенная проходимость — будь то пустыня, горы, болота или вечная мерзлота. Сам завод рос, увеличивался коллектив, появились трудовые династии. Уральский автомобильный завод был награждён орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, многими дипломами и знамёнами. Орденами и медалями за честный, добросовестный труд были награждены многие рабочие, инженерно-технические работники, служащие автозавода.
Для своих работников предприятие строило бесплатное жильё, школы и детские сады, больницы и профилактории. А потому была у людей гордость за принадлежность к семье автомобилестроителей.
Наталья Никитина, член Совета ветеранов автозавода, лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области «Общественное признание» начинала трудовую деятельность в детском саду (тогда они принадлежали автозаводу), а затем получила приглашение перейти на производство, в инструментальный цех. Муж, Юрий Никитин (с которым встретилась на автозаводе), был потомственным работником предприятия: его отец приехал в Миасс в 1941 году вместе с эвакуированным из Москвы автозаводом. Н.В.Никитина сих пор вспоминает, каким ответственным, дружным, отзывчивым был коллектив инструментального цеха. Работники доверили ей возглавлять профсоюзный комитет, как много важного делал профсоюз для сотрудников! Они же считали автозавод своим вторым домом. Многие из них отдавали производству не только рабочее время и не только труд, но и душу, вносили великое множество важных предложений по улучшению работы своих участков, цехов, отделов, воспринимали успехи и неудачи завода, как личное дело.
Альфия Хамидулина, член Совета ветеранов автозавода, вспоминает: «Завод для меня — это всё. Поступила на работу в 18 лет и отработала на главном конвейере 45 лет! Я попала в самое хорошее время, когда завод процветал. Помню москвичей, эвакуированных к нам в годы войны. Помню Дмитрия Колесова, который выводил 8 июля 1944 года первый автомобиль. Помню участников Великой Отечественной войны — они работали на многих участках и были для всех нас примером. На автозаводе познакомилась с мужем, вместе живём 50 лет, недавно отметили «золотую» свадьбу! Гордимся, что автомобили «Урал» — символ нашего города. До сих пор для меня завод — родной, родной, родной!»
Миасс широко отметил юбилей градообразующего предприятия. На центральной площади 6 июля прошёл многочасовой праздник: концерт, дискотека, праздничный салют. А 8 июля руководство завода поздравило с праздником ветеранов: во Дворце автомобилестроителей для них был дан замечательный концерт государственного русского народного оркестра «Малахит» и солистки Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, заслуженная артистка Республики Ингушетия Анна Сиднина (г. Москва).
Автомобильный завод «Урал» продолжает свой путь. В настоящее время он выполняет оборонзаказ, и хочется надеяться, что предприятие и его коллектив справятся с государственными задачами.
Наталья Федорук,
председатель информационной комиссии
городского Совета ветеранов Миасса